В статье «Личный опыт: почему я перестал инвестировать на украинском рынке акций» мы привели мнения частных инвесторов, которым пришлось отказаться от идеи инвестирования в украинские предприятия. Ключевыми проблемами они называли отсутствие качественных ценных бумаг и приостановку интернет-трейдинга на Украинской бирже – некогда главной площадки для частных инвесторов. В продолжение темы мы обратились к директору Украинской Биржи по развитию Алексею Сухорукову, который изложил свой взгляд на проблемы украинского рынка акций.

Почему частные компании не спешат проводить IPO в Украине

Рынок украинских акций сейчас действительно пребывает в невеселом состоянии. С одной стороны, за всю историю независимой Украины на внутреннем рынке не было ни одного IPO, то есть ни одна чисто украинская компания не привлекала средств в акционерный капитал на открытом рынке. Де-юре «публичные» компании не заинтересованы в росте своей капитализации. Обязательства компаний, акции которых обращаются на бирже, перед миноритарными акционерами – исключительно формальные. У эмитентов акций нет мотивации быть прозрачными и платить дивиденды. Есть обратный процесс – компании преобразуются из публичных акционерных обществ в частные.

С другой стороны, крайне низко доверие инвесторов к государству, которое должно защищать права акционеров, а вместо этого само является одной из основных угроз. За периоды президентства Януковича и Порошенко государство своими действиями серьёзно уменьшило доверие к себе в этом плане. Целенаправленный удар по Украинской бирже и её программному обеспечению, наверное, лучшая иллюстрация, что высшим чиновникам глубоко наплевать на развитие внутреннего рынка капитала. Инвесторы понимают этот риск и спрос на украинские акции крайне низок, поэтому очередь эмитентов за биржевым листингом не стоит.

Тем не менее, деньги внутри страны есть, и немалые. Последние годы они начали идти в ОВГЗ, где государство действует не только как эмитент, заинтересованный в удешевлении стоимости привлекаемых средств и одновременно защитник своих инвесторов, но также определяет политику льготного налогообложения на доход от инвестиций в гособлигации. Однако, украинские эмитенты акций не смогут конкурировать с Минфином за деньги на украинском фондовом рынке ни по доходности, ни по уровню риска, ни по налогам.

Качественные акции могут появиться на украинской бирже скорей всего только в случае их размещения на развитых рынках. Иными словами, они должны быть выпущены и иметь первичный листинг в качественной юрисдикции.

О перспективах возобновления интернет-трейдинга на украинском рынке

Так называемый «шлюз» или API к нашей новой торговой системе мы выпустили в начале лета, протестировали вместе с нашими участниками торгов и информагентствами и 1 октября перевели в режим промышленной эксплуатации. Сейчас несколько участников рынка интегрируют свои брокерские системы с нашим API. Насколько я знаю, никто из них пока не анонсировал даты возобновления услуги интернет-трейдинга. По моим оценкам, это может занять от пары недель до нескольких месяцев.

Что должно сделать государство, чтобы перезапустить рынок акций?

Чтобы перезапустить рынок акций, государство сначала должно захотеть это сделать, чего я пока не наблюдаю.

Сейчас ситуация на фондовом рынке Украины намного хуже, чем была даже в 2008 году в разгар глобального финансового кризиса, но нет смысла восстанавливать то, что было 11 лет назад. Мы по многим параметрам отстаем от развивающихся рынков на 25 лет и развиваемся на порядок медленнее. На мой взгляд, ненужность внутреннего рынка акций для государства является лишь следствием того, что пока не стоит задача построить конкурентоспособную экономику, драйвером которой могут быть в первую очередь частные компании.

Текущее регулирование рынка ценных бумаг в Украине – в большой степени профанация. Но и простое копирование законодательства по ценным бумагам из ЕС не поможет – это как строительство hyperloop в сельской местности. Очень дорого и никогда не окупится. Хуже того, заимствуя европейские ограничения и требования, наш регулятор пока не спешит отменять запреты и обязательства украинского законодательства, которых в Европе давно нет или никогда не было.

Лично я бы начал с принятия закона об индивидуальных инвестиционных и индивидуальных пенсионных счетах, владельцы которых будут иметь налоговую мотивацию долгосрочных вложений в любые ценные бумаги, а не только в ОВГЗ.

Затем дал бы доступ на внутренний рынок профучастникам из ЕС. На европейских биржах давно существует институт remote membership и в некоторых странах иностранных членов биржи больше, чем локальных.

Параллельно и как можно скорее нужно максимально упростить процедуру открытия счета в украинской инвесткомпании. Сейчас украинцам намного проще открыть счёт у европейского или американского брокера, чем у украинского. Параноидальный украинский финмониторинг заставлять собирать кучу бумажных документов и лично приходить для открытия счёта, в то время как глобальные брокеры открывают счёт по скан-копиям двух-трех документов, загруженных на web-сайт.

Как это было понятно еще в 2012 году, монополия «Расчётного Центра» на клиринг ценных бумаг, это зло, которое нужно ликвидировать и тоже как можно скорее.

Депозитарий НБУ и «Национальный Депозитарий Украины» нужно давно объединить и дать объединенному депозитарию возможность учета денежных средств для исполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами.

Очень актуальны «биржевые облигации» – инструмент, который обсуждается давно, но пугает НКЦБФР, ибо существенно уменьшит бюрократическую нагрузку при привлечении небольших займов. Выпуская биржевые облигации, средний бизнес не только сможет наработать кредитную историю и дорасти до публичного выпуска акций, но и продолжать финансировать свои потребности уже после IPO.    

Прикрываясь мифической «защитой интересов инвестора», чиновники за долгие годы наплодили на уровне законов и нормативки огромное количество бесполезных требований. Например, обязательное членство профучастников в саморегулируемых организациях. Или обязательная сертификация регулятором сотрудников профучастника, включая его первое лицо. Или предоставление регулятору бумажных копий документов, выданных им же самим. Таких примеров очень много. Чем раньше начнём отменять эти глупости, тем быстрее начнет повышаться эффективность рынка.

Впрочем, до снятия, наложенного в апреле 2018 года, ареста на акции «Мотор Сич», бессмысленно говорить о том, что украинскому государству так уж нужен рынок акций. Избирательная выплата дивидендов «Укрнафтой», контрольный пакет которой принадлежит государству, также очень показательная «лакмусовая бумажка» для инвесторов в украинские акции. Никакие самые хорошие законы на фондовом рынке не дадут результата, если государство само, руками своих органов или предприятий, нарушает права инвесторов.

+1

прислать материал

Есть что рассказать миру? Тебе к нам
Присылай запрос, давай сотрудничать

[contact-form-7 id="200" title="Материал"]

Спасибо за заявку

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Спасибо за подписку

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время