Кабинет министров поддержал проект закона “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”.

Проект закона упрощает процедуры отчетности о финансовых операциях для субъектов первичного финансового мониторинга (банков, страховщиков, кредитных союзов, ломбардов, бирж, платежных организаций и других финансовых учреждений).

При этом предлагается увеличить размер суммы финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, с 150 тыс. грн до 400 тыс. грн, а количество признаков таких операций уменьшить с 17 до 4.

Какова планка финмониторинга сегодня?

Сейчас банки продают иностранную валюту без паспорта на сумму до 150 тыс. грн в день из-за планки финмониторинга, в онлайн-банкинге банки осуществляют с физлицами валютообменные операции только на сумму до 150 тыс. грн в день.

Также банки могут не выяснять источники происхождения средств при размещении клиентом депозита на сумму 150 тыс. грн или проведении им операций на такую сумму. Повышение порога будет означать, что банки не будут выяснять происхождение денег уже до уровня 400 тыс. грн, если клиент или же проводимая им операция не будут считаться рисковой по другим причинам.

Кроме того, проект закона детализирует механизм замораживания активов и остановки финансовых операций, усиливает требования к раскрытию конечных бенефициарных владельцев компаний, а также делает более справедливыми санкции за нарушение этих требований.

О чем новый законопроект?

По мнению авторов законопроекта, значение имеет масштаб нарушения, а не размер уставного капитала нарушителя, поэтому максимальный штраф составит 10 млн не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 170 млн грн), а не 1% от суммы зарегистрированного уставного капитала, как сейчас.

Документ предусматривает применение риск-ориентированного подхода при проведении надлежащей проверки клиентов, переход к кейсам отчетности о подозрительных операциях (деятельность) и автоматизации процесса предоставления информации, а также увеличивает срок для информирования специального уполномоченного органа о пороговых операциях с 3 до 5 рабочих дней.

Законопроект вводит обязанность для платежных систем сопровождать денежные переводы информацией о плательщике и получателе перевода; обеспечивать наличие и полноту информации о плательщике и получателе платежа; устанавливать меры, направленные на противодействие манипуляциям с деньгами, полученными от преступлений, и сбору денег или имущества для террористических целей.

Принятие законопроекта позволит выполнить одно из ключевых условий для предоставления Европейским Союзом второго транша макрофинансовой помощи в размере 500 млн евро в октябре 2019 года.

Проект адаптирует украинское законодательство по вопросам предотвращения и противодействия отмыванию доходов с нормами четвертой Директивы ЕС 2015/849 и Регламента ЕС 2015/847, стандартов Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF).

Над проектом закона работали специалисты Минфина совместно с Госфинмониторингом, НБУ и международными экспертами проекта USAID «Трансформация финансового сектора в Украине».

В январе 2018 года Минфин уже выносил подобный законопроект на публичное обсуждение, но с порогом обязательного финансового мониторинга в 300 тыс. грн.

Ранее Национальный банк разъяснил причины штрафа в размере 14,38 млн грн, примененного к Универсал Банку за нарушение в сфере финансового мониторинга и ненадлежащее исполнение банком обязанностей по управлению рисками.

По материалам издания FinClub.

Популярные

Как создать подушку финансовой безопасности?

11:5908 октября

Почему гривна укрепляется?

14:4224 сентября

Рекомендации по теме

прислать материал

Есть что рассказать миру? Тебе к нам
Присылай запрос, давай сотрудничать

Спасибо за заявку

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Спасибо за подписку

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время