Business
Power Bank
В одной из статей на Bank.ua мы определили, что простой новый автомобиль с механической коробкой передач и ГБО стоимостью в $15000, отданный в лизинг, окупится за два года. Впрочем, рынок частного извоза может быть заметно переформатирован, цены за поездки грозятся вырасти. Но инвестор в автомобили от этого особо не пострадает.
А что с электротранспортом? Попробуем разобраться.
В Украину с каждым годом завозят все больше электромобилей. Стремительный рост рынка стимулируют общий интерес к экологии, развитие зарядной инфраструктуры. Электромобили освобождены от въездного налога, акциза, НДС. Они надежные и тихие, быстрые и экономичные. Сейчас в стране их официально более 17 тыс единиц, причем 5,5 тыс зарегистрировано только за 9 месяцев 2019 г. “Зеленый” автотренд логично привел к развитию электротакси — в том числе, как перспективного направления для частных инвестиций.
Стать инвестором может каждый владелец легкового электромобиля на ходу, не старше 2013 года. Если коротко, весь бизнес выглядит так. Вы покупаете и передаете машину одному из операторов в аренду сроком от 1 года. В контракте договариваетесь об оплате, ремонте и прочих технических деталях. Получаете ежемесячную ренту. Можно сразу купить авто (обычно подержанные Nissan Leaf или Renault Zoe, их завозят из США) на специальных условиях у компании-продавца. Она сама оформит его как такси и будет управлять загрузкой, заряжать и обслуживать. Она же поможет продать ваше авто, если решите выйти из дела. Стоимость электрокара можно разделить — одна машина может быть оформлена на нескольких совладельцев.
В марте 2019 года в Киеве стартовал сервис Uber Green, и за полгода набрал 330 электромобилей. Украинская столица столица вошла в “клуб” из 8 европейских городов — наряду с Парижем, Лондоном, Цюрихом, — где на платформе Uber действует отдельная услуга вызова “зеленых” извозчиков. Следом подобный сервис предложила платформа Bolt. Находить пассажиров для электротакси стало проще, с инвестиционными предложениями подтянулись новые операторы.
В марте 2019 года в Киеве стартовал сервис Uber Green, и за полгода набрал 330 электромобилей. Украинская столица столица вошла в “клуб” из 8 европейских городов — наряду с Парижем, Лондоном, Цюрихом, — где на платформе Uber действует отдельная услуга вызова “зеленых” извозчиков. Следом подобный сервис предложила платформа Bolt. Находить пассажиров для электротакси стало проще, с инвестиционными предложениями подтянулись новые операторы.
Чем больше электротакси — тем меньше выбросов CO2 на украинских дорогах, отмечает Александр Кравцов, гендиректор автоцентра Electrocars, который одним из первых в 2015 г. стал продавать и популяризировать электромобили в Украине. Электротакси в “меню” компании появились как раз со стартом Uber Green — Кравцова и его партнеров заинтересовали планы “Убера” привлечь в сервис тысячи экологичных авто.
Сегодня компания предлагает инвестору вложить $13-13,5 тыс в покупку машины, чтоб ежемесячно получать фиксированный доход в эквиваленте $400, в отдельных случаях для Renault Zoé (ей проще с быстрой подзарядкой) — до $450. Эта сумма может уменьшаться в случае простоя автомобиля от 3 дней: к примеру, в случае поломки или ДТП. Впрочем, за 7 месяцев обслуживания 11 такси такой ремонт понадобился единожды.
“Электромобиль легче бензинового авто в эксплуатации — у него гораздо меньше частей, которые могут поломаться. Его невозможно заправить некачественным топливом, невозможно залить не то масло. Техобслуживание ему нужно реже”, — перечисляет плюсы своих “подопечных” Владимир Бытко, координатор направления такси в Electrocars. В компании есть своя СТО, она берет обязательства производить обслуживание 2 раза в месяц, замену резины, балансировку батареи, химчистку, ремонт ходовой. Обновить аккумулятор придется где-то через 2 года, по расходам для собственника это около $1,5 тыс. Но батареи дешевеют, и за те же деньги через пару лет будут доступны варианты с большей емкостью, а значит, более долговечные.
В киевской компании Grinson инвесторам предлагают сразу купить Leaf поновее (с батареей 30 кВт-ч) — от $15-17 тыс. Выплаты составят $600 в месяц. Совладелец Grinson Сергей Бурба подчеркивает, что речь, прежде всего, об инвестициях в чистый воздух для столицы: “Учитывая пробег автомобиля в такси по 300-400 км в сутки, представьте, сколько топлива он съедает, сколько выбросов производит. У электромобиля этого нет”.
Grinson запустил свое первое такси в декабре 2018 года. Сейчас компания управляет 36 “зелеными” извозчиками, также обслуживает их на своем СТО. В планах — создать парк из 300 электромобилей. Экологичные такси более чем востребованы, утверждает Бурба: “Сейчас заказов больше, чем машин. Рынок не заполнен даже на 15%. Мы мониторим подачу на Uber Green — в среднем, машины подаются за 5-7 км. Заказы поступают из разных районов — электромобилей не хватает, они разбросаны по городу”.
Простой подсчет показывает, что доходность инвестиции в электротакси может составлять 40% годовых. Но инвесторам нужно учитывать естественный износ электрокара – за год из-за амортизации машина теряет в цене 12-15%. Если не продавать авто, то эксплуатировать его в такси потенциально можно лет 8.
Как насчет рисков? Самое слабое место электрокара — батарея. Если при обычном использовании в режиме “дом-работа” 24-киловаттный вариант без проблем служит много лет, то в такси в режиме поездок 24/7 износится за год-два. По словам Сергея Бурбы, батарея сильно “проседает” после активной зимы — именно из-за этого в его компании перешли на более емкие аккумуляторы, которые прослужат до 3 лет.
Не исключена вероятность, что хорошую батарею могут банально подменить. Оператор может ее опломбировать, чтоб защитить инвестора. На зиму батарею должны утеплять.
Узнавайте о водителях, которых нанимают на вашу машину – какой у них опыт работы, как долго длится смена (по закону, не более 12 часов). Важно, сколько компания работает на рынке, сколько машин в парке, как ухаживают за машинами и контролируют водителей (должны быть системы GPS), на ком ответственность за ремонт в случае ДТП, – подчеркивает Александр Вовк, основатель “Окси-такси”, первого в Киеве и наибольшего пока оператора электротакси с 70 авто, который уже не привлекает частные инвестиции.
“Иногда компании частично перекладывают на инвестора операционную деятельность, обещая процент от загрузки, — предостерегает Вовк. — Но как инвестор может повлиять на то, стоит ли машина или возит пассажиров? Я рекомендую привязку к фиксированной сумме дохода и четкое разграничение по ответственности”.
вместе с нашим сообществом инвесторов и финансистов
Присоединиться