Автор: Нелли Вернер
бизнесидея

В одной из статей на Bank.ua мы определили, что простой новый автомобиль с механической коробкой передач и ГБО стоимостью в $15000, отданный в лизинг, окупится за два года. Впрочем, рынок частного извоза может быть заметно переформатирован, цены за поездки грозятся вырасти. Но инвестор в автомобили от этого особо не пострадает.

А что с электротранспортом? Попробуем разобраться.

В Украину с каждым годом завозят все больше электромобилей. Стремительный рост рынка стимулируют общий интерес к экологии, развитие зарядной инфраструктуры. Электромобили освобождены от въездного налога, акциза, НДС. Они надежные и тихие, быстрые и экономичные. Сейчас в стране их официально более 17 тыс единиц, причем 5,5 тыс зарегистрировано только за 9 месяцев 2019 г. “Зеленый” автотренд логично привел к развитию электротакси — в том числе, как перспективного направления для частных инвестиций. 

Как это работает

Стать инвестором может каждый владелец легкового электромобиля на ходу, не старше 2013 года. Если коротко, весь бизнес выглядит так. Вы покупаете и передаете машину одному из операторов в аренду сроком от 1 года. В контракте договариваетесь об оплате, ремонте и прочих технических деталях. Получаете ежемесячную ренту. Можно сразу купить авто (обычно подержанные Nissan Leaf или Renault Zoe, их завозят из США) на специальных условиях у компании-продавца. Она сама оформит его как такси и будет управлять загрузкой, заряжать и обслуживать. Она же поможет продать ваше авто, если решите выйти из дела. Стоимость электрокара можно разделить — одна машина может быть оформлена на нескольких совладельцев.

2019 Nissan Leaf | Top Gear

В марте 2019 года в Киеве стартовал сервис Uber Green, и за полгода набрал 330 электромобилей. Украинская столица столица вошла в “клуб” из 8 европейских городов — наряду с Парижем, Лондоном, Цюрихом, — где на платформе Uber действует отдельная услуга вызова “зеленых” извозчиков. Следом подобный сервис предложила платформа Bolt. Находить пассажиров для электротакси стало проще, с инвестиционными предложениями подтянулись новые операторы.

В марте 2019 года в Киеве стартовал сервис Uber Green, и за полгода набрал 330 электромобилей. Украинская столица столица вошла в “клуб” из 8 европейских городов — наряду с Парижем, Лондоном, Цюрихом, — где на платформе Uber действует отдельная услуга вызова “зеленых” извозчиков. Следом подобный сервис предложила платформа Bolt. Находить пассажиров для электротакси стало проще, с инвестиционными предложениями подтянулись новые операторы.

Минимальная цена вложений: Leaf или Zoe 

Чем больше электротакси — тем меньше выбросов CO2 на украинских дорогах, отмечает Александр Кравцов, гендиректор автоцентра Electrocars, который одним из первых в 2015 г. стал продавать и популяризировать электромобили в Украине. Электротакси в “меню” компании появились как раз со стартом Uber Green — Кравцова и его партнеров заинтересовали планы “Убера” привлечь в сервис тысячи экологичных авто. 

Сегодня компания предлагает инвестору вложить $13-13,5 тыс в покупку машины, чтоб ежемесячно получать фиксированный доход в эквиваленте $400, в отдельных случаях для Renault Zoé (ей проще с быстрой подзарядкой) — до $450. Эта сумма может уменьшаться в случае простоя автомобиля от 3 дней: к примеру, в случае поломки или ДТП. Впрочем, за 7 месяцев обслуживания 11 такси такой ремонт понадобился единожды.

Renault ZOE | InsideEVs

“Электромобиль легче бензинового авто в эксплуатации — у него гораздо меньше частей, которые могут поломаться. Его невозможно заправить некачественным топливом, невозможно залить не то масло. Техобслуживание ему нужно реже”, — перечисляет плюсы своих “подопечных” Владимир Бытко, координатор направления такси в Electrocars. В компании есть своя СТО, она берет обязательства производить обслуживание 2 раза в месяц, замену резины, балансировку батареи, химчистку, ремонт ходовой. Обновить аккумулятор придется где-то через 2 года, по расходам для собственника это около $1,5 тыс. Но батареи дешевеют, и за те же деньги через пару лет будут доступны варианты с большей емкостью, а значит, более долговечные.

Больше инвестиция – больше отдача

В киевской компании Grinson инвесторам предлагают сразу купить Leaf поновее (с батареей 30 кВт-ч) — от $15-17 тыс. Выплаты составят $600 в месяц. Совладелец Grinson Сергей Бурба подчеркивает, что речь, прежде всего, об инвестициях в чистый воздух для столицы: “Учитывая пробег автомобиля в такси по 300-400 км в сутки, представьте, сколько топлива он съедает, сколько выбросов производит. У электромобиля этого нет”.

Grinson запустил свое первое такси в декабре 2018 года. Сейчас компания управляет 36 “зелеными” извозчиками, также обслуживает их на своем СТО. В планах — создать парк из 300 электромобилей. Экологичные такси более чем востребованы, утверждает Бурба: “Сейчас заказов больше, чем машин. Рынок не заполнен даже на 15%. Мы мониторим подачу на Uber Green — в среднем, машины подаются за 5-7 км. Заказы поступают из разных районов — электромобилей не хватает, они разбросаны по городу”. 

Простой подсчет показывает, что доходность инвестиции в электротакси может составлять 40% годовых. Но инвесторам нужно учитывать естественный износ электрокара – за год из-за амортизации машина теряет в цене 12-15%. Если не продавать авто, то эксплуатировать его в такси потенциально можно лет 8. 

Как насчет рисков?

Как насчет рисков? Самое слабое место электрокара — батарея. Если при обычном использовании в режиме “дом-работа” 24-киловаттный вариант без проблем служит много лет, то в такси в режиме поездок 24/7 износится за год-два. По словам Сергея Бурбы, батарея сильно “проседает” после активной зимы — именно из-за этого в его компании перешли на более емкие аккумуляторы, которые прослужат до 3 лет. 

Не исключена вероятность, что хорошую батарею могут банально подменить. Оператор может ее опломбировать, чтоб защитить инвестора. На зиму батарею должны утеплять.

Узнавайте о водителях, которых нанимают на вашу машину – какой у них опыт работы, как долго длится смена (по закону, не более 12 часов). Важно, сколько компания работает на рынке, сколько машин в парке, как ухаживают за машинами и контролируют водителей (должны быть системы GPS), на ком ответственность за ремонт в случае ДТП, – подчеркивает Александр Вовк, основатель “Окси-такси”, первого в Киеве и наибольшего пока оператора электротакси с 70 авто, который уже не привлекает частные инвестиции.

“Иногда компании частично перекладывают на инвестора операционную деятельность, обещая процент от загрузки, — предостерегает Вовк. — Но как инвестор может повлиять на то, стоит ли машина или возит пассажиров? Я рекомендую привязку к фиксированной сумме дохода и четкое разграничение по ответственности”.

+1

прислать материал

Есть что рассказать миру? Тебе к нам
Присылай запрос, давай сотрудничать

[contact-form-7 id="200" title="Материал"]

Спасибо за заявку

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Спасибо за подписку

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время